Мотосайт moto.i2day.ru

ПочитатьПочитать статью по теме:

   Гидроциклы

   Квадроциклы

   Мопед

   Мотоспорт

   Мотоциклы

   Обслуживание мототехники

   Права, законы, правила

   Производители

   Ремонт скутера

   Скутер

   Снегоходы

   Тюнинг и кастомизация

   Экипировка





Статьи

Мотоцикл Yamaha XS650 – история выпуска


 

Мотоциклы

Yamaha XS650Хотя Yamaha XS650 часто называют лучшим британским мотоциклом японского производства, его корни - в Германии. Отсчет популярности рядных твинов - схемы, ставшей визитной карточкой английского мотопрома, - обычно ведут с 1936 года, когда дебютировал легендарный Triumph Speed Twin конструкции Эдварда Тёрнера.

 

Вплоть до 1969 года все мотоциклы, которые выпускала Yamaha, оснащались двухтактными моторами. Это отнюдь не означало, что у ее инженеров не было опыта работы с четырехтактниками. Напротив, компания выполняла заказы даже автомобильных концернов, если возникала нужда в необычном двигателе с высокими характеристиками (например, на ее заводе выпускался мотор для первого японского суперкара Toyota GT2000).

 

Yamaha XS-1

 

Yamaha XS-1Но образцом для двигателя нового супербайка послужил не этот сложный агрегат, а старая идея Horex/Hosk. Дебютировавшая в конце 1969 года Yamaha XS-1 получила двухцилиндровый рядный мотор с двухклапанными головками и верхним распредвалом, приводимым расположенной между цилиндрами цепью. Как и на английских твинах, вспышки в цилиндрах чередовались через 360° - простая в исполнении, но чреватая повышенными вибрациями схема. Коленвал вращался в трех роликовых и одном шарикоподшипнике, распредвал - в четырех шарикоподшипниках. Шатун также был оснащен подшипниками качения: роликовым в нижней головке и игольчатом в верхней. Как показало время, мотор получился выдающейся выносливости и с хорошим запасом для тюнинга. Размерность - практически «квадратная»: 75x74 мм, рабочий объем 653 см3. С этих «кубиков» инженеры концерна сняли 53 л.с. при 7000 об/мин и 54 Н м при 6000 об/мин. Шестеренная моторная передача соединяла двигатель с расположенной в едином блоке пятиступенчатой коробкой передач. Необычной для тех времен особенностью конструкции был горизонтальный разъем картера, здорово облегчавший ремонт. Питали мотор два карбюратора постоянного разрежения Mikuni.

 

Силовой агрегат стоял в типичном для Yamaha тех лет шасси: трубчатая дуплексная рама, традиционные подвески, спицованные колеса (19 дюймов спереди, 18 сзади) и барабанные тормоза. Фактически это был слегка усиленный вариант той ходовой части, которая применялась на двухцилиндровых двухтактных моделях концерна.

 

Yamaha XS-1 дебютировала на рынке США - в 1970 году (вся программа первого года выпуска экспортировалась в Северную Америку) и встретила восторженный прием. Специалисты компании попали в освободившуюся нишу: другие японские концерны и британские фирмы кинулись выпускать 750-кубовые мотоциклы - с соответствующим повышением цены. А 650-кубовая Yamaha как раз и привлекла тех покупателей (а их оказалось немало!), которым нужны были не шашечки, а ездить. Тем более что динамика новинки оказалась хоть и «не рекордной, но весьма достойной: максимальная скорость 185 км/ч, а такой важный для американцев норматив, как «квотер» (четверть мили, или 402 м, с места), она выполняла за 14 с, развивая в конце дистанции скорость более 150 км/ч. Безупречной оказалась и эргономика машины: наконец-то среднерослый американец не чувствовал себя на японском мотоцикле Гулливером на байке лилипутов. Плюс превосходный дизайн, плюс красивый басовый звук, характерный для 360-градусных твинов большого объема...

 

Конечно, сравнение с чистокровными «британцами» было неизбежным. И не всегда в пользу продукции Альбиона. Yamaha не мучила отказами, из нее не капало масло, а благодаря легкому маховику машина веселее разгонялась - и на высоких оборотах мотор чувствовал себя превосходно (сказывалось преимущество схемы ОНС). Дело даже дошло до таких отзывов, как: «Именно такой мотоцикл должны были сделать англичане».

 

Впрочем, и недостатков у Yamaha ХS-1 хватало. 

 

Досаждала характерная для 360-градусных твинов вибрация, особенно на холостых и максимальных оборотах (впрочем, и «англичане» страдали от этой хвори). Вызывало недоумение отсутствие электростартера - Honda уже успела избаловать взыскательных потребителей.

 

Очень тяжелым был выжим сцепления - многие мотоциклисты предпочитали переключаться не трогая рычаг сцепления, благо исключительно надежная коробка передач такое издевательство позволяла. Но хуже всего оказалось несоответствие ходовой части возможностям мотора. Рама - усиленная версия 250-кубовой модели - была откровенно хлипкой, передняя вилка - тонковатой, а передний двухкулачковый барабанный тормоз, несмотря на импозантную внешность, замедлял этот тяжелый и скоростной аппарат из рук вон плохо.

 

Yamaha XS-2

 

Yamaha XS-2Некоторые недостатки японцы постарались устранить уже во время первой модернизации - в модели XS-2 1972 года. Внешне эту модификацию отличал прежде всего большой дисковый тормоз переднего колеса. Приглядевшись, можно было увидеть и кнопку электростартера. Сам узел, вразрез с общепринятой практикой, располагался в глубинах картера - так что его ремонт (который, увы, требовался часто - надежность привода не впечатляла) требовал полной разборки агрегата. Как ни странно, японские инженеры с самурайской настойчивостью применяли эту неудачную схему на многих своих моделях, вплоть до Virago.

 

Yamaha XS650 c 1974 года

 

мотогонщик Перси ТейтДля лечения главной болезни - плохой управляемости - японцы обратились к британскому инженеру и гонщику Перси Тейту, создателю гоночной версии Triumph Trident. Проехавшись на Yamaha, он заявил: «Выкиньте к черту эту раму!» Совет не пропал втуне: на модели XS650 1974 года появилась новая, мощная и тяжелая рама (на некоторых рынках машина продавалась также под индексом ТХ650). Одновременно японские инженеры усилили кривошипно-шатунный механизм двигателя. А с 1977 года в производство пошла передняя вилка с трубами увеличенного диаметра и модернизированные тормоза. В1979 году электронная бесконтактная система зажигания сменила прежнюю, с механическим прерывателем, а новые карбюраторы с уменьшенным диаметром диффузоров позволили улучшить тягу на средних оборотах за счет незначительного (с 53 до 50 л.с.) падения максимальной мощности.

 

Хотя Yamaha XS650 не создавалась как гоночный снаряд, спортсмены не обошли ее своим вниманием. В США на ее базе делали успешные трековые аппараты (на таком начинал легендарный Кенни Робертс). А в Европе на нее обратили свое внимание кроссмены - те, кто выступал на мотоциклах с колясками. Специализированные мастерские увеличивали рабочий объем до 1100 см3, снимая 100 л.с. Причем «низ» мотора оставался практически неизменным - и выдерживал удвоенную нагрузку! На счету подобных аппаратов - чемпионаты Европы 1975 и 1979 года, первый «колясочный» чемпионат мира, проведенный в 1980 году.

 

Yamaha XS650 SpecialСамой популярной версией Yamaha XS650 стал выпущенный в 1978 году вариант Special в «американском» стиле - с высоким рогатым рулем, бензобаком-капелькой, двухуровневым седлом, рублеными глушителями и уменьшенным до 16 дюймов задним колесом. Рецепт был не нов - двумя годами ранее Kawasaki кастомизировала в том же духе свой флагман Z1. Но тогда дело ограничилось малой серией, a Yamaha рискнула запустить эту версию в массовое производство. И не прогадала: американцы бросились расхватывать эти мотоциклы как горячие пирожки. Ее примеру последовали и другие японские концерны, и к началу 80-х годов продажи американизированных вариантов в США превзошли сбыт стандартных!

 

A Yamaha XS650 Special пользовалась особым спросом, ведь она так походила на британские твины, с переделок которых когда-то и начиналась история чопперостроения.

 

Успех своего 650-кубового твина Yamaha стремилась распространить и на другие кубатуры. В 1972 году дебютировал ТХ750 - первый в мире мотоцикл, двигатель которого был оснащен бапансирным валом. Через год концерн выпустил ТХ500 - первую послевоенную серийную машину с четырехклапанными головками цилиндров. Но эти новшества их и погубили: инженеры не смогли быстро справиться с возникшими проблемами, и обе модели быстро сошли со сцены. Куда удачнее оказалось выпущенное в 1976 году семейство XS250/360 - вот только мотоциклы средних кубатур уже не пользовались такой популярностью, как в 60-е годы.

 

Брейк-данс, скейтборд, компьютер... Говорят, именно эти игрушки отвлекли американскую молодежь от мотоциклов. Рынок США в середине 80-х рухнул, сократившись в несколько раз. Японские концерны принялись спешно резать производственные программы, выбрасывая из них устаревшие модели.

 

В1985 году покинула конвейер последняя Yamaha XS650.

 

Но в наши дни этот мотор переживает второе рождение - в руках бесчисленных кастомайзеров. Чем же он так полюбился? Во-первых, он дешев и распространен - как-никак, за 15 лет сделали почти полмиллиона экземпляров. Во-вторых, у базовой модели было столько ипостасей, что этот двигатель вполне органично смотрится в шасси и кафе-рейсера, и флэт-треккера, и чоппера. В третьих, он выглядит и звучит, как настоящий британец. 

 

 

Один из многочисленный кастомов на основе Yamaha XS650 - 

Yamaha XS650 Cafe Ricer Custom:

Yamaha XS650 Cafe Ricer Custom


 

   Мотоциклы, скутеры, квадроциклы, гидроциклы, мототехника© 2017 Рейтинг@Mail.ru Разработка
и поддержка:
ИТ услуги в Хабаровске