Интернет магазин самогонных аппаратов: дистилляторы для воды, самогода, водки и других алкогольных напитков.
Мотосайт moto.i2day.ru

ПочитатьПочитать статью по теме:

   Гидроциклы

   Квадроциклы

   Мопед

   Мотоспорт

   Мотоциклы

   Обслуживание мототехники

   Права, законы, правила

   Производители

   Ремонт скутера

   Скутер

   Снегоходы

   Тюнинг и кастомизация

   Экипировка





Статьи

Шлем


 

Экипировка

Мотошлем (мотоциклетный шлем) - пассссивная защита головы водителя мотоцикла или мотороллера (скутера).

 

Шлемы обязательны для водителя и пассажира мотоцикла практически во всех странах мира.

 

Кроме прямого назначения - защиты головы, шлемы могут помочь защититься от пыли и насекомых, грязи, воды и встречного ветра. Кроме того, шлем может стать средством самовыражения пилота мотоцикла, помочь показать его индивидуальность.

 

Существует несколько разновидностей шлемов. Кроме того, в большинстве стран, шлем должен быть сертифицирован.

 

При сертификации у шлема определяется степень защиты.

 

 

История возникновения мотошлемов.

 

13 мая 1935 года в Англии на своём мотоцикле Brough Superior SS100 разбился легендарный подполковник британской армии и заядлый любитель мотоциклов (владел в разное время 8-мью байками Brough Superior) Томас Лоуренс Аравийский.

 

На дорогу перед ним выехали 2-ое детей на велосипедах. Избегая наезд на них, Лоуренс потерял управление и упал, разбив голову (шлема на нем небыло). Через 6 дней после аварии Томас скончался.Томас Лоуренс Аравийский

 

Один из лечащих врачей Лоуренса - молодой нейрохирург Хью Кэрнс под впечатлением от этой трагедии, начал обширное исследование бибели мотоциклистов (проанализировал 2279 случаев). Его доклады о исследовании (опубликованные в период с 1941 по 1946 годы в British Medical Journal) подтолкнули общественность к развитию защиты для мотоциклистов и внедрении мотошлемов.

 

Хью КэрнсУже в начале 1950-х были сформулированы (Британским институтом стандартов по заданию от Министерства транспорта) первые в мире требования и способы испытаний для мотошлемов.

 

В США в 1953 году профессором Университета Южной Калифорнии Чарльзом Ломбардом был запатентован шлем с крепкой внешней оболочкой и внутренней частью, погашающей энергию удара (шлемы современной конструкции имеют тот-же принцип устройства). Этот шлем разрабатывался для военной авиации, но патент охватил и многие другие сферы, включая и защиту для головы мотоциклистов.Шлем Чарльза Ломбарда

 

1 января 1961 года в Австралии (впервые в мире) вступил в силу закон, обязывающий мотоциклистов использовать защитные шлемы. И сейчас законодательство Австралии остается очень требовательным к безопасности водителей - австралийский и новозеландский стандарт AS/NZS 1698:2006, действующий в настоящее время, - один из самых строгих стандартов для мотошлемов в мире.

 

В России (тогда Советском Союзе) обязанность использовать мотоциклетных шлемов появилась только в 1967 году с принятием Постановления №1092 от 29 ноября "О повышении безопасности движения в городах, других населенных пунктах и на автомобильных дорогах".

 

 

Значение мотошлема

 

Значение шлема сложно переоценить. Так по статистике Министерства транспорта Великобритании в 2005 году мотоциклистов было около 1% среди участников дорожного движения и аж 19% от всех погибших на дорогах. 

 

80% летальных случаев при ДДП произошло из-за травм головы.

 

 

Конструкция

 

Строение мотошлемаМотоциклетные шлемы имеют 2-е основные части: крепкая жесткая наружной оболочка (скорлупа) и внутренняя эластичная начинка.

 

Наружная "скорлупа" даёт прочность шлему и придает ему внешний вид. Внутренняя амортизирует удар (гасит его энергию) и придает комфорт владельцу при езде.

 

Наружные оболочки обычно делаются из композиционных материалов (углепластик или карбон, стеклопластик...) или из термопластиков. Прочность у этих материалов примерно одинаковая. Композиционные оболочки обычно меньше весят (за счет меньшей толщины), но стоят дороже.

 

Мягкая эластичная внутренняя часть обычно является неким полистироловым колпаком с тканью и поролоновыми уплотнителями, снабженным ремешками и застежками. Современные модели шлемов позволяют снимать тканевую подложку для стирки. Ремешки не дают шлему соскочить при ударе.

 

Застежки мотошлемов бывают нескольких видов:

 

  • D-RINGS (D-образные кольца) - наверное самый первый тип застежек. Благодаря надежности используется до сих пор. D-образные кольца сделаны из металла. Они или крепяться к ремешкам клепками, или обжаты самим ремешком и крепко к нему пришиты.
  • Самоприжимная клипса - обычно стальная или алюминиевая клипса. Сейчас все реже используется в мотошлемах. Её применение сегодня - это шлемы для велосипедистов, сноубордистов, горнолыжников и роллеров.
  • Застежка-быстрой фиксации. Самый новый тип застежек. Они построены по принципу фиксаторов на автомобильных ремнях безопасности. Является самой удобной застежкой, однако на дешевых и малоизвестных моделях шлемов может оказаться ненадежной.

 

Практически все современные шлемы снабжены ветрозащитными экранами - визорами. Визоры бывают простыми из прозрачного или цветного пластика, либо же состоящими из нескольких покрытий (антитуманные и антибликовые покрытия, прочный слой от царапин, тонировка, водоотталкивающее покрытие)

 

 

Ресурс мотошлема

 

Шлемы обычно расчитаны на защиту головы человека в одной аварии, после чего они становятся непригодными. Мотоциклетные шлемы хорошего качества обладают достаточной прочностью и не повреждаются (находясь пустыми) при случайном падении с небольшой высоты.

 

Если есть подозрения, что шлем мог повредиться, его лучше тщательно проверить. Изготовители шлемов обычно предоставляют услугу по проверке шлемов, на крайний случай можно запросить у них подробную инструкцию по проверке.



Если шлем не подвергался механическим повреждениям, его все-равно рекомендуют менять хотя-бы раз в 5-ть лет (в связи с естественным старением материалов и появлением новых шлемов с лучшими защитными свойствами).

 

 

Варианты конструкций шлемов

 

шлем интергралшлем-интеграл

 

Интеграл или full face (фулл-фейс) - мотошлем с защитой подбородка. Этот шлем полностью закрывает голову мотоциклиста и имеет ветрозащитное стекло - визор. Недостатком некоторых моделей таких щлемов является плохая вентиляция. Этот вид мотошлемов обеспечивает самую лучшую защиту, так как давольно большой процент ударов при аварии приходится на подбородок.


Модуляр (flip-up)шлем модуляр

 

Полностью закрытый шлем с хорошей степенью защиты. В отличае от шлема интеграла, у модуляра можно откинуть вверх подбородочную дугу шлема вместе с визором. Такое решение позволяет мотоциклисту принимать еду или воду, курить не снимая шлем.К недостаткам можно отнести высокую стоимость, большой вес и уровень аэродинамических шумов (по сравнению с интегралом). Кроме того зафиксированы случаи откидывания подбородочной части шлема при ударе.

 

кроссовый шлемкроссовый шлем

 

Модифицированный шлем-интеграл с увеличенной степенью защиты и адаптацией для экстремальных гонок. Этот шлем снабжен длинным козырком, защищающим лицо от летящих из-под колес камней. Подбородочная дуга выдвинута вперед (для облегчения дыхания) и усилена. Вместо визора используют защитные очки. На высоких скоростях такой шлем передает на голову мотоциклиста большее аэродинамическое давление, чем интеграл.

 

Открытый шлем 3/4шлем 3/4

 

Шлем похож на интеграл без подбородочной дуги. В таких шлемах визор может отсутствовать. Иногда могут снабжаться солнцезащитными козырьками. Из-за небольшой защиты, эти шлемы подходят только для езды с небольшой скоростью (на мотоциклах небольшой кубатуры и скутерах). Достоинство этих шлемов - небольшая цена и масса, отсутствие проблем с вентиляцией головы и обзором.

 

шлем 1/2Открытый шлем 1/2

 

Более дешевый и легкий аналог 3/4. закрывает только половину головы.

 

шлем каскаШлем-каска

Ррародитель современных мотошлемов. Обычно изготавливается из кожы, металла или пластика. Обладает очень низкой степенью защиты. В России не запрещена ПДД и поэтому используетя в качестве формального элемента экипировки или элемента эпатажа. 

 

Связь между стоимостью мотошлема и уровнем защиты

На практике не всегда стоимость шлема напрямую зависит от его защитных свойств. В стоимость так-же входят такие характеристики, как вес, комфорт, вентиляция, узнаваемость бренда, дизайнерское оформление и тд. Поэтому чтобы определить степень защиты мотоциклетного шлема, необходимо обратиться к результатам сертификации и тестирования.

Сертификация мотошлемов

 

Все мотошлемы обязаны отвечать определенным стандартам. В России это ГОСТ 41.22-2001 "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения защитных шлемов и их смотровых козырьков для водителей и пассажиров мотоциклов и мопедов".

 

Сертифицированные в Европе шлемы имеют маркировку, начинающуюся с буквы "E" и нанесенную внутри шлема. За буквой идет номер страны, в которой были проведены тестирования:

  • E1 Германия
  • E2 Франция
  • E3 Италия
  • E4 Нидерланды
  • E5 Швеция
  • E6 Бельгия
  • E7 Венгрия
  • E8 Чехия
  • E9 Испания
  • E10 Югославия
  • E11 Англия
  • E12 Австралия
  • E13 Люксембург
  • E14 Швейцария
  • E16 Норвегия
  • E17 Финляндия
  • E18 Дания
  • E19 Румыния
  • E20 Польша
  • E21 Португалия
  • E22 Россия
  • E23 Греция
  • E25 Хорватия
  • E26 Словения
  • E27 Словакия
  • E28 Беларусь
  • E29 Эстония
  • E31 Босния Герцеговина
  • E37 Турция

 

 

Сертифицированные в США мотошлемы включают надпись «DOT», которая наносится уже на затылочную наружную  часть шлема.


 

   Мотоциклы, скутеры, квадроциклы, гидроциклы, мототехника© 2016